авторитарный — это… Что такое авторитарный?
АВТОРИТАРНЫЙ — [фр. autoritaire властный Словарь иностранных слов русского языка
АВТОРИТАРНЫЙ — АВТОРИТАРНЫЙ, авторитарная, авторитарное; авторитарен, авторитарна, авторитарно (франц. autoritaire) (книжн.). Властный, с непререкаемым авторитетом. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
АВТОРИТАРНЫЙ — АВТОРИТАРНЫЙ, ая, ое; рен, рна (книжн.). Основанный на беспрекословном подчинении власти, диктатуре. Авторитарные режимы. | сущ. авторитарность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
авторитарный — прил., кол во синонимов: 5 • антидемократический (2) • властный (32) • диктаторский … Словарь синонимов
Авторитарный — (от лат. autokratos власть, влияние) основанный на беспрекословном подчинении власти, диктаторский; властный. Авторитарное лидерство предполагает единовластное и директивное (т.е. категорически приказное, не терпящее возражений) управление людьми … Политология. Словарь.
авторитарный — (властный, директивный) Личностная характеристика субъекта или его поведения относительно других людей, отмечающая склонность утвердить свою власть и авторитет, использовать недемократические способы воздействия: давление, приказы, распоряжения и … Большая психологическая энциклопедия
авторитарный — ая, ое; рен, рна, книжн. 1) Основанный на беспрекословном подчинении власти, диктатуре. Авторитарная форма правления. Авторитарный режим. Синонимы: дикта/торский 2) Стремящийся утвердить личную власть, свой авторитет. Авторитарное руководство.… … Популярный словарь русского языка
Авторитарный — (франц. autoritaire властный, от латинского auctoritas власть, влияние) 1) основанный на беспрекословном подчинении власти. 2) Притязающий на авторитет; стремящийся утвердить свою власть, влияние … Большая советская энциклопедия
Авторитарный — прил. 1. Характеризующийся беспрекословным подчинением власти одного лица; диктаторский. 2. Стремящийся утвердить свою власть, свое влияние, требующий беспрекословного подчинения. 3. Свойственный такому человеку. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
авторитарный — авторитарный, авторитарная, авторитарное, авторитарные, авторитарного, авторитарной, авторитарного, авторитарных, авторитарному, авторитарной, авторитарному, авторитарным, авторитарный, авторитарную, авторитарное, авторитарные, авторитарного,… … Формы слов
gallicismes.academic.ru
авторитарен — это… Что такое авторитарен?
авторитарен — прил. властнически, фашистки, диктаторски … Български синонимен речник
ЭДИПОВ КОМПЛЕКС — (см. ПСИХОАНАЛИЗ, МИФ) одно из ключевых понятий психоанализа Фрейда, отсылающих к мифу о царе Эдипе, который по ошибке убил своего отца Лая и так же по ошибке женился на своей матери, царице Фив Иокасте. Э. к. обозначает группу противоречивых… … Энциклопедия культурологии
АВТОРИТАРНЫЙ — АВТОРИТАРНЫЙ, авторитарная, авторитарное; авторитарен, авторитарна, авторитарно (франц. autoritaire) (книжн.). Властный, с непререкаемым авторитетом. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Малер, Густав — У этого термина существуют и другие значения, см. Малер (значения). Густав Малер … Википедия
АВТОРИТАРНЫЙ — [фр. autoritaire властный Словарь иностранных слов русского языка
Анархизм — (anarchism) Общественно политическое течение, согласно которому общество может и должно быть организовано без участия государства как органа принуждения. Существующие примитивные общества, отвечающие данному критерию, обычно называют ацефальными … Политология. Словарь.
Аристотель — (Aristotle) (ок. 384–322 г. до н.э.) Греческий философ. Родился в богатой семье врача на севере Греции. В 367 г. до н. э. Аристотель приехал в Афины, где учился и преподавал в Академии Платона (Plato) до его смерти (347 г. до н.э.). После… … Политология. Словарь.
Определение фашизма — Фашизм … Википедия
Семейное воспитание — более или менее осознанные усилия по взращиванию ребёнка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть ребёнок,… … Педагогический терминологический словарь
Клеман, Оливье — Оливье Клеман Olivier Clément Дата рождения: 17 ноября 1921(1921 11 17) Место рождения: Севенны, Франция Национальность: Француз … Википедия
new_ru_en.academic.ru
Авторитарность — это… Что такое Авторитарность?
- Авторитарность
Авторитарность
Авторитарность (от лат. autoritas — влияние, власть) — характеристика личности, или стиль руководства, ею осуществляемого, выражающаяся в стремлении максимально подчинить своему влиянию партнёров по взаимодействию и общению, подчинённых.
Наиболее ярко авторитарность проявляется в автократическом давлении руководителя (лидера) на подчинённых (ведомых), устранении других людей от участия в решении важнейших вопросов, как стратегических, так и тактических. Авторитарный руководитель строго контролирует решение любой задачи, жёстко пресекает инициативу членов группы, воспринимая её как акт своеволия и посягательство на его авторитет и достоинство, субъективно оценивает достигнутые результаты, руководствуясь собственными установками.
См. также
Wikimedia Foundation. 2010.
- QNX
- Грин, Джон Ричард
Смотреть что такое «Авторитарность» в других словарях:
авторитарность — (от лат. autoritas влияние, власть) социально психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению. А. связана с такими личностными чертами, как агрессивность … Большая психологическая энциклопедия
Авторитарность — англ. authoritarian принцип доминирования спроса или предложения на биржевых торгах при соблюдении принципов конкуренции. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
Авторитарность — (автократичность) стиль руководства, который характеризуется выраженной централизацией управленческих функций и максимальным подавлением инициативы подчиненных, устранением их от решения вопросов совместной деятельности . В качестве средств… … Психологический словарь
авторитарность — АВТОРИТАРНЫЙ, ая, ое; рен, рна (книжн.). Основанный на беспрекословном подчинении власти, диктатуре. Авторитарные режимы. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
АВТОРИТАРНОСТЬ — характеристика мышления, придающего преувеличенное или даже решающее значение мнениям каких то авторитетов. Авторитарное мышление стремится усилить и конкретизировать выдвигаемые положения прежде всего путем поиска и комбинирования цитат И… … Философская энциклопедия
авторитарность — сущ., кол во синонимов: 5 • авторитаризм (3) • антидемократизм (4) • … Словарь синонимов
авторитарность — и, ж. autorité f. Свойство по знач. прил. авторитарный. БАС 2. Управление промышленным предприятием еще и сегодня в значительной степени сохраняет признаки командования и авторитарности. Огонек 1991 № 27. // Скляревская 1998. Лекс. САН 1932:… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
АВТОРИТАРНОСТЬ — АВТОРИТАРНОСТЬ. То же, что автократичность. Социально психологическая характеристика стиля руководства (лидерства). А. проявляется при сосредоточении в руках одного человека всей полноты власти, устранении других людей от решения важнейших… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
АВТОРИТАРНОСТЬ — (от лат. autoritas влияние, власть) характеристика личности, или стиль руководства, ею осуществляемого, выражающаяся в стремлении максимально подчинить своему влиянию партнёров по взаимодействию и общению, подчинённых. Наиболее ярко А.… … Юридическая энциклопедия
АВТОРИТАРНОСТЬ — (лат. autoritas – влияние, власть) черта личности, выражающаяся в ее стремлении безоговорочно подчинить себе окружающих, с которыми она взаимодействует, не учитывая их мнения, отношения, позиции. А. может стать негативной профессиональной… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
dic.academic.ru
это, по сути, деспотизм. Что такое авторитарность личности в отношениях, родительская авторитарность в воспитании ребенка
Добавлено в закладки: 0
Что такое авторитарность? Описание и определение термина
Авторитарность – это личностная характеристика индивидуума, которая характеризуется как неограниченное стремление к подавлению и подчинению воли партнеров, которые участвуют в взаимодействии и общении.
Особенности авторитарности
Авторитарность характеризуют поведенческие признаки: завышенный уровень самооценки, агрессивность, склонность к диктату, стереотипная линия поведения.
Термин, который характеризует жесткий контроль выполнения всех задач и пресечение всякой инициативы, которая исходит от подчиненных.
Рассмотрим, более детально, что значит авторитарность. Противоположностью демократии является авторитаризм.
Авторитаризм является одним из типов политического режима, в котором политическая власть производится конкретным лицом (партия, класс, элитная группа) при наименьшем участии народа и для которого являются характерными командные бюрократические методы управления обществом.
Авторитаризм является политической системой, в которой политическая власть концентрируется в руках одной группы (человека) или в одном политическом институте. В данной системе допускают контролируемый плюрализм в политических действиях и мнениях. От населения не нужно демонстрировать преданность лицам, которые представляли органы власти, но исключается его участие в принятии самых важных решений в отношении жизни общества. Представители органов власти беспощадны к политическим реальным конкурентам.
Авторитаризм имеет богатую историю, включающую древние тирании, олигархии и деспотизм, абсолютные монархии и так далее.
Существенные черты авторитаризма
- частичный или полный запрет на действия оппозиции;
- монополия на государственную власть одной партии или группы;
- кооптация и наследование, как главные методы формирования органов управления;
- централизованная жестко структура власти;
- исключение возможности участия в управлении обществом граждан;
- применение для удержания власти силовых органов.
Авторитаризм или её элементы распространены широко в современных обществах. Переход от него к демократическим формам правления оказывается не всегда удачным. К причинам его воспроизводства относят:
- сохранение патриархального вида политической культуры;
- сохранение ориентации населения на традиционные авторитеты и формы социальной жизни;
- экономическая отсталость;
- значительное влияние на политическую ориентацию населения религиозных норм;
- высокая степень в развивающихся обществах конфликтности.
Зависимо от характера имеющейся политической силы в границах авторитарных различают олигархические, военные, бюрократические и религиозные режимы.
В имеющейся западной политологии вводят понятие «полудемократия» или «новая демократия». Так квалифицируют переходные режимы от военных диктатур и посткоммунистические режимы. Считают, что авторитарные и демократические тенденции при таком режиме уживаются друг с другом и имеют стабильное основание.
Авторитарность личности
Рассмотрим, как возраст влияет на авторитарность. Авторитарные родители обыкновенно в малой степени демонстрируют собственную любовь и “кажется, что они немного отстранены от собственных детей”. Родители отдают приказы и инструкции, не обращая при этом внимания на мнение детей и не признавая возможность для компромисса. В таких семьях высоко ценят следование традициям, послушание, уважение. Правила не обсуждают. Считают, что родители всегда правы, а непослушание наказывают – зачастую физически. Но родители все таки “не переступают черту и не доходят до жестокого обращения и избиения”. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают необходимым обосновывать как-то свои требования, сопровождая их суровыми запретами, жестким контролем, физическими наказаниями и выговорами. Так как дети, чтобы избежать наказания постоянно подчиняются родителям, то они становятся безынициативными. Авторитарные родители ожидают также большей зрелости от собственных детей, чем это ожидается от их возраста. Активность детей весьма низкая, так как подход к воспитанию ориентируется на нужды родителя.
Этот стиль воспитания приводит к ряду недостатков в развитии ребенка. В подростковом возрасте авторитарность родителей вызывает враждебность и конфликты. Наиболее сильные, активные покидают родительский дом, как только могут это себе позволить. Неуверенные, робкие, подростки приучаются слушаться во всем родителей, не предпринимая попыток что-либо решать самостоятельно. Такие дети в подростковый период, когда воздействие сверстников на их поведение наиболее велико, поддаются легче дурному влиянию с их стороны; они привыкают свои проблемы не обсуждать с родителями (зачем утруждаться, когда ты все равно всегда не прав или не обращают на тебя никакого внимания?) и часто подпадают под сильное воздействие сверстников. Будучи разочарованными в собственных ожиданиях, они отдаляются от родителей и часто протестуют против их принципов и ценностей.
Авторитарность в отношениях
Авторитарность зачастую является синонимом деспотизма. Разница авторитета и авторитарность в том, что авторитарность подразумевает насильное принуждение кого-либо к чему-либо, а авторитет необходимо заслужить.
Родительская авторитарность
Авторитарные родители (авторитарный стиль воспитания) (в терминологии прочих авторов — «диктат», «доминирование», «автократический»).
Диктаторскому (авторитарному) стилю воспитания недостает теплоты, для него характерной является строгая дисциплина, общение в режиме “родитель- ребенок”превалирует над общением ребенок-родитель, ожидания этих родителей в отношении их детей велики. Все решения принимают родители, которые считают, что ребенок должен во всем подчиняться их авторитету, воле.
Авторитет и авторитарность в воспитании ребенка
Уровень насилия среди мальчиков из этих семей наиболее велик. Они не уверены в собственном успехе, менее настойчивы и менее уравновешены в достижении цели и имеют низкую самооценку. Помимо этого, есть обратная зависимость меж хорошей успеваемостью и подобным авторитаризмом. Прочие исследования показывают, что данным детям не достает социальной адаптации, и они редко выступают инициаторами какой-нибудь деятельности: “Они в недостаточной степени любознательны, не могут спонтанно действовать и полагаются обычно на мнение вышестоящих лиц или старших”.
У детей при таком воспитании формируется только механизм внешнего контроля, который основан на чувстве страха или вины перед наказанием, и как только угроза извне наказания исчезает, поведение подростка может стать антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, потому меж ними и родителями редко появляется чувство привязанности, которое ведет к подозрительности, настороженности и даже враждебности к окружающим.
Тот факт, что многие люди в прошлом в Германии последовали за Гитлером, приписывали тому, что их воспитывали в условиях авторитаризма, который потребовал от них беспрекословного повиновения. Таким образом, родители “создали как бы условия” для Гитлера.
Авторитарность педагога
Педагог при авторитарном стиле общения решает единолично все вопросы, которые касаются жизнедеятельности как классного коллектива, так и учащихся по отдельности. Учитывая собственные установки, он определяет цели и положение взаимодействия, оценивает субъективно итоги деятельности. В наиболее выраженной ярко форме данный стиль проявляют при автократическом подходе к воспитанию, когда учащиеся не принимают участия в обсуждении проблем, которые имеют к ним прямое отношение, а их инициатива отрицательно оценивается и отвергается. Авторитарный стиль общения контролируется при помощи тактики опеки и диктата. Противодействие школьников властному давлению педагога зачастую вызывает появление стабильных конфликтных ситуаций.
Как показывают исследования, педагоги, которые придерживаются данного стиля общения, не дают учащимся возможности проявлять инициативу и самостоятельность. Их отличает неадекватность оценок, которые основаны только на показателях успеваемости, непонимание детей. Авторитарный педагог сосредотачивает внимание на отрицательных поступках школьника, при этом во внимание не принимает его мотивы. Внешние показатели успешности деятельности авторитарных педагогов (дисциплина на уроке, успеваемость и так далее) зачастую позитивны, но в таких классах социально-психологическая атмосфера обычно неблагополучная. Ролевая позиция данных педагогов объектна. Индивидуальность и личность учащегося оказываются вне стратегии взаимодействия. Взаимная позитивная персонализация учащегося и педагога в этой связи оказывается маловероятной.
Авторитарный стиль общения, согласно данным Н. Ф. Масловой, вызывает неадекватную самооценку учащихся, формирует невротиков, прививает культ силы, вызывает неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми. Кроме этого, доминирование авторитарных методов в общении с учащимися вызывает искаженное понимание ценностей, к высокой оценке качеств личности, как “умение выходить сухим из воды”, “умение эксплуатировать других для исполнения того, что должен сам сделать”, “умение заставить других подчиняться беспрекословно”, “физическая сила и внешняя привлекательность” и так далее.
Мы старались дать наиболее полное определение и понятие термина авторитарность, раскрыть его черты и причины. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.
biznes-prost.ru
Авторитаризм — Википедия. Что такое Авторитаризм
Авторитари́зм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — политический режим, при котором носитель власти (например, диктатор и т. д.) провозглашает сам себя имеющим право на власть. Обоснованием для существования такой власти является исключительное мнение на этот счёт носителя данной власти. Авторитаризм как форма политической власти часто сочетается с автократией (Форма отношения к власти) и диктатурой (Форма осуществления власти), хотя это не обязательно. Например, любая революция, в том числе демократическая, будет проявлением авторитаризма (так как революция происходит тогда, когда существующая правовая система не может справиться с текущей ситуацией, а иной правовой системы пока не существует. Революция ломает существующую правовую систему и объявляет себя носителем власти).
Происхождение термина
Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы, означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом.
Авторитаризм — это, во-первых, социально-политическая система, основанная на подчинении государству или его лидерам. Во-вторых — социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность правителю, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.
Политический режим, соответствующий принципам авторитарности, означает отсутствие подлинной демократии, как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государством. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности (группы личностей — олигархией), которая проявляется в той или иной степени.
Типология
Одна из самых удачных типологий авторитарных режимов принадлежит немецкому политологу Дирку Берг-Шлоссеру. Он выделял следующие разновидности авторитаризма:
- Традиционные абсолютистские монархии (примеры: Эфиопия до 1974 г., Непал до 2007 г., Марокко, Саудовская Аравия и другие).
- Традиционные авторитарные режимы олигархического типа. Характерны для стран Латинской Америки (примеры: Гватемала, Куба до 1959 г. Никарагуа до 1979 г. и другие).
- Гегемонистский авторитаризм новой олигархии (примеры: Камерун, Тунис, Филиппины при Ф. Маркосе в 1972—1985 гг.).
- Ряд стран «социалистической ориентации» со всеми особенностями восприятия социализма, его типов, эгалитаристских традиций собственной культуры и так далее (примеры: Мьянма, Гвинея, Мозамбик, Венесуэла, Танзания).
- Военные режимы (примеры: режим Г. А. Насера в Египте, Х. Перона в Аргентине, авторитарные режимы в Ираке, Перу и другие).
Также следует выделить как разновидность авторитаризма теократические режимы, когда политическая власть сконцентрирована в руках духовенства.
Отличие авторитаризма от тоталитаризма
Основное отличие авторитаризма от тоталитаризма в том, что авторитарная власть основывается на личности лидера, его способности удержать власть и привлекать сторонников. В то время как в тоталитарных государствах лидера выдвигает уже правящая элита (например, правящая партия или религиозная организация), и система власти завязана на главенствующей роли этой элиты и её идеологии. Авторитарный режим часто заканчивается со смертью харизматичного лидера, не оставившего столь же сильного преемника. Тоталитарный режим более устойчив и рушится только в случае упадка всей системы и её идеологии.
Тоталитаризм | Авторитаризм | |
---|---|---|
Харизма | Высокая | Бывает как низкая, так и высокая |
Роль лидера | Лидер как функция | Лидер как индивидуум |
Идеология | Присутствует | Может как присутствовать, так и отсутствовать [источник не указан 1550 дней] |
Ограничение плюрализма | Присутствует | Отсутствует, хотя возможен запрет оппозиционных политических партий [источник не указан 2594 дня] |
Легитимность | Часто присутствует | Может как присутствовать, так и отсутствовать |
«Поэтому оппозиция авторитаризму, как правило, существует, хотя и существенно отличается от оппозиций в условиях демократии. Что отличает оппозиции в условиях авторитаризма и демократии, так это уровень их терпимости к правящей политической группировке. Нетерпимость режима с необходимостью порождает адекватную реакцию со стороны оппозиции — её главной целью и смыслом деятельности становится устранение режима с политической сцены. Естественно, что избираемые для этого средства далеко не всегда являются правовыми и часто вступают в конфликт с тем, что является официально признанным.»
— Из книги «Современные политические режимы. Структура, типология, динамика» А. П. Цыганкова
Признаки авторитарного режима
Авторитарный режим имеет следующие характерные признаки[1]:
- Отчуждение народа от власти: сужена или сведена на нет сфера применения принципов выборности государственных органов и должностных лиц, гласности их деятельности, подотчетности и подконтрольности их населению.
- Значительный централизм в руководстве обществом: происходит концентрация и централизация власти в руках определенной личности, группы людей или нескольких тесно взаимосвязанных государственных (либо партийных) органов, решения которых должны выполняться беспрекословно. Разделение властей, направленное на предотвращение необоснованной их концентрации, отсутствует. При этом исполнительная власть становится выше законодательной и судебной.
- Руководство и управление обществом во всех сферах жизнедеятельности осуществляется в основном командно-административными, приказными методами: на всех уровнях государственного механизма господствует правило жесткого обязательного подчинения нижестоящих звеньев вышестоящим. Государство обладает правом вмешиваться в любую область жизни, контролировать деятельность всех сторон жизнедеятельности общества.
- Доминирование в политической системе одной, правящей партии: разрешаются только те политические объединения, которые выступают на стороне существующего режима или лояльны по отношению к нему. С другой стороны, те организации, которые угрожают его власти, оказываются вне закона. Государство терпит легальную оппозицию, но сужает пространство её деятельности.
- Во многом неправовой характер деятельности власти: роль права и закона в условиях авторитарного режима становится второстепенной — власть получает полномочия, законом не ограниченные и закону не подчиненные.
- Ущемление прав и свобод граждан: для авторитаризма характерно «неприятие» демократических прав и свобод, режим отменяет юридически или сводит на нет фактически большинство демократических прав и свобод граждан. Отсутствуют какие-либо реальные гарантии прав личности, социальных общностей, организаций. Личность отчуждается от власти и превращается в объект манипулирования.
- Армия, полиция, органы безопасности используются для подавления оппозиционных сил, выступающих против режима, служат инструментом и основной опорой власти: насилие является преимущественным средством для решения любых проблем.
- Все средства массовой информации и само их содержание берутся под строгий контроль государства: СМИ разрешается критиковать отдельные недостатки государственной политики и отдельных должностных лиц, но в целом СМИ должны сохранять лояльность к режиму. Может существовать цензура как специальный государственный институт.
Авторитарный режим — это «компромисс» между тоталитаризмом и демократией, он является переходным от тоталитаризма к демократии, равно как от демократии к тоталитаризму[источник не указан 805 дней]. Авторитарный режим близок к тоталитарному по политическому признаку, а к демократии — по экономическому, то есть люди, не имея политических прав, имеют всю полноту экономических прав.
Однако при любом авторитарном режиме контроль правительства над обществом не является всеобъемлющим, что и отличает его от тоталитаризма[2].
См. также
Примечания
- ↑ Дарья Ивановна Дегтева. Авторитарный и тоталитарный политические режимы // Вестник Московского Государственного Открытого Университета. Москва. Серия: Экономика И Право. — 2012. — Вып. 3. — С. 60–73. — ISSN 2220-6841.
- ↑ Авторитаризм. Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А. Я. Сухарева. 2003.
Литература
Ссылки
wiki.sc
АВТОРИТАРНОСТЬ — это… Что такое АВТОРИТАРНОСТЬ?
(лат. autoritas – влияние, власть) черта личности, выражающаяся в ее стремлении безоговорочно подчинить себе окружающих, с которыми она взаимодействует, не учитывая их мнения, отношения, позиции. А. может стать негативной профессиональной особенностью личности, проявляющейся в управленческой деятельности.
* * *
(от лат. auctoritas «власть») – властность, стремление индивида утвердить себя лидером. Может сочетаться с самолюбованием, тщеславием, комплексом неполноценности и желанием его преодолеть. Cр. образ помещицы Арины Петровны в «Господах Головлевых» М. Салтыкова-Щедрина.
Ср.:
Она (Семирамида), соседям бедствия готовя,
Еще алкала власти или крови,
Но встретила любовь – и вот она
И безоружна и побеждена
(Луиза Лабе, Элегия).
Ср. образ герцогини в пьесе Э. Скриба «Стакан воды».
Ср.
В толпе кто хочет власти, должен быть ходячей ложью (Дж. Байрон, Манфред).
Ср. Потребность в доминировании.
* * *
[от лат.
autoritas — влияние, власть] — социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению. Авторитарность связана с такими личностными чертами, как агрессивность, завышенные самооценка и уровень притязаний, склонность к следованию стереотипам, слабая рефлексия и т. п. На поведенческом уровне авторитарность нередко проявляется в стремлении индивида во что бы то ни стало добиться доминирования в группе, занять максимально высокое положение, опираясь при этом не столько на свои личные достоинства, достижения, сколько на преимущества своей ролевой позиции. Наиболее ярко авторитарность проявляется в автократическом давлении руководителя (лидера) на подчиненных (ведомых), устранении других людей от участия в решении важнейших вопросов как стратегических, так и тактических. При этом авторитарная личность полностью готова беспрекословно подчиняться указаниям «сверху» в рамках той управленческой системы, членством в которой она удовлетворена и «винтиком» которой она себя с гордостью считает, но при условии, что ей будет предоставлена возможность осуществлять полновластное давление «вниз» по иерархическому властному вектору «руководство — подчинение». Именно эту особенность авторитарной личности отмечал Адорно, фиксируя ее с помощью специальной шкалы «фашизма». Другими словами, авторитарность как личностная характеристика не исчерпывается лишь стремлением к доминированию, но и предполагает готовность к подчинению вышестоящим, как раз и делегирующим за это авторитарной личности право подавлять нижестоящих. Такой руководитель строго контролирует решение любой задачи, жестко пресекает инициативу членов группы, видя в ней акт своеволия и посягательство как на его личный авторитет, так и на авторитет той власти, представителем которой в данной общности он себя воспринимает. Помимо этого, в современной семейной психологии и семейной психотерапии авторитарность рассматривается как типичная «горячая картофелина» — деструктивный поведенческий паттерн, передаваемый из поколения в поколение в процессе семейного воспитания. В практическом плане проблема авторитарности тесно связана с такими явлениями, как авторитарный стиль воспитания и авторитарный стиль управления. И то, и другое предполагает жесткую статусно-ролевую иерархию, контроль и подавление инициативы и автономии индивидов, занимающих подчиненное положение. Тем самым не только ограничиваются возможности развития, самоактуализации личности, но и нередко провоцируется устойчивое неприятие любых общепринятых авторитетов и социальных норм. Как показывают последние исследования, наиболее тяжкие преступления достаточно часто совершаются лицами, выросшими в условиях авторитарного воспитания.
Понятно, что проблематика авторитарности и ее проявлений наиболее развернуто исследуется в рамках психологии управления и политической психологии. В то же время и в рамках социальной психологии развития и, в частности, социальной возрастной психологии эти вопросы активно и достаточно давно изучаются и обсуждаются. Так, например, очень точный портрет типичной авторитарной матери дал в своей работе «Идентичность: юность и кризис» Э. Эриксон. «Описывая пациентов с некоторыми патогенетическими тенденциями, мы склонны спрашивать себя, что общего у них с их родителями. Я думаю, можно сказать, что в наших случаях общим для значительного числа матерей является ряд черт, прямо не зависящих от их реального социального статуса. Во-первых, это провозглашаемое стремление к власти, претенциозность или намерение “держаться за что-то”. Они, как правило, склонны отвергать понятия чести и интеллектуальности в пользу видимости здоровья или статуса, благопристойности и “счастья”; фактически они пытаются заставить своих детей претендовать на “природную” и “правильную” социальность. Во-вторых, они обладают специфическим качеством проницательной вездесущности; их обычные голоса, равно как и тишайшие вздохи, на деле оказываются острыми, занудными или раздражающими, от которых нигде нет убежищ. … Матери, подобные этой, любят своих детей, но любят отчаянно и назойливо. Они сами настолько изголодались по одобрению и признанию, что изводят своих малышей бесконечными жалобами, особенно по поводу отцов, почти умоляя детей оправдать свое материнское существование их собственным существованием»1.
Как видно из приведенного описания, авторитарность в контексте детско-родительских отношений отнюдь не всегда является синонимом прямых жестокости и физического насилия. В частности, в своем исследовании детства А. Гитлера, Э. Фромм отмечает, что его отец — Алоис Гитлер «…не был тираном, хотя и был авторитарной личностью; он верил в такие ценности, как долг и честь, и считал своим долгом определять судьбу своих сыновей до наступления их зрелости»1.
Однако, будучи по самой своей природе, в сущности, симбиотической зависимостью садо-мазохистского характера, авторитарность часто порождает жестокость и насилие. Так, например, английский путешественник Дж. Флетчер, так описывал нравы простого, «черного» люда в Московском царстве конца XVI в.: «Видя грубые и жестокие поступки с ними всех главных должностных лиц и других начальников, они также бесчеловечно поступают друг с другом, особенно со своими подчиненными и низшими, так что самый низкий и убогий крестьянин (как они называют простолюдина), унижающийся и ползающий перед дворянином, как собака, и облизывающий пыль у ног его, делается несносным тираном, как скоро получает над кем-нибудь верх. От этого бывает здесь множество грабежей и убийств. Жизнь человека считается нипочем. Часто грабят в самих городах на улицах, когда кто запоздает вечером, но на крик ни один человек не выйдет из дому подать помощь, хотя бы и слышал вопли. Я не хочу говорить о странных убийствах и других жестокостях, какие у них случаются. Едва ли кто поверит, что подобные злодейства могли происходить между людьми, особенно такими, которые называют себя христианами»2.
Перед нами, по сути дела, классическое описание общества, основанного на авторитарной иерархии. Это, разумеется, не случайно. Авторитарность с давних времен являлась главной составляющей традиционного воспитания и социального устройства на Руси. По словам известного отечественного историка И. Е. Забелина, «…старинная родительская философия и житейская практика со стороны всяческой власти стояла на том, чтобы не давать воли малому, т. е. малому или меньшему во всех отношениях, и домашних, и общественных. … Это было коренное, несомненное начало, руководившее прежде всего воспитанием детей, следовательно родительской властью, а потом всяким начальством, всяким управлением в житейской среде, начиная с домовладычества и восходя до владычества в каком либо воеводстве или наместничестве, или даже в государстве. На этом начале крепко стоял смысл всякой власти, сколь бы ни была она мала или велика. Оно господствовало везде и не допускало никаких других понятий о подчиненных, подвластных, как только о детях, о малолетних или домочадцах, которыми управлять — значило не давать им воли»3.
Представление о покорности и полном подчинении вышестоящему — «старшему» как о главной нравственной добродетели и проявлении житейской мудрости превратилось в устойчивый архетип российского коллективного бессознательного, что отчетливо проявляется в пословицах и поговорках: «Покорись, да в ноги поклонись»; «Повинюсь, да в ноги повалюсь»; «Послушание паче поста и молитвы»; «Не делай свое хорошее, а делай мое худое» и т. п. Этим во многом объясняется живучесть авторитарных установок и в современном российском обществе. Авторитарность по-прежнему рассматривается многими родителями и педагогами как наиболее эффективное, а часто и единственно возможное, средство выполнения своей миссии и достижения поставленных целей. Аналогичных взглядов придерживаются многие руководители бизнес- и государственных структур.
Между тем, по практически единодушному мнению специалистов в области организационной психологии и психологии менеджмента, авторитарный стиль руководства наименее эффективен из всех возможных. Как пишет известный американский специалист Д. Гоулман, «Давайте проанализируем, как он (авторитарный стиль управления — В. И., М. К.) влияет на климат в организации. Больше всего страдает гибкость корпоративной среды. Крайняя форма иерархичной деспотии в принятии решений убивает все новые идеи в зародыше. Люди чувствуют, что босс не испытывает к ним ни малейшего уважения, и поэтому не питают никаких иллюзий: “Мне нет смысла даже заикаться о своих идеях, — все равно они будут отвергнуты”. Пропадает также и чувство ответственности перед организацией: не имея возможности проявлять инициативу, сотрудники теряют ощущение причастности к судьбе компании и мало заботятся о качестве своей работы. … Авторитарное лидерство наносит вред и системе стимулирования. Для самых лучших работников факторы мотивации не ограничиваются деньгам и — для них важно еще и удовлетворение от хорошо выполненной работы. Авторитарный же стиль руководства не щадит профессиональную гордость. Наконец, этот стиль лидерства лишает начальника одного из важнейших инструментов грамотного управления — возможности показать сотрудникам, что их работа является частью значимой коллективной миссии, и тем самым повысить их мотивацию. Такой стиль руководства приводит к потере ясного представления задач организации, к ослабевающей приверженности общим целям и, наконец, приводит к отчуждению людей от своей работы. Сотрудники задаются вопросом: “Да какое мне до всего этого дело?”»1.
Следует добавить, что последние исследования в области корпоративного управления, проведенные, в частности, крупнейшим международным консалтинговым агентством McKinsey, доказали полную несостоятельность весьма распространенного и тиражируемого утверждения о якобы эффективности и, более того, необходимости авторитарного руководства в экстремальных условиях функционирования организации. В действительности авторитарная иерархия с ее многоуровневой системой принятия решения, тотальным контролем и доминирующим принципом мышления («Как бы чего не вышло») оказывается совершенно несостоятельной в экстремальных ситуациях, каждая из которых характеризуется выраженным давлением временных ограничений в сочетании с высокими требованиями к инициативности, самостоятельности, готовности к принятию ответственности на всех уровнях. Более того, данные требования на глазах становятся необходимым условием успешности и повседневного функционирования в современном мире. По словам одного из экспертов агентства, Т. Петерса, «для того, чтобы сохранить хоть какой-то шанс удержать контроль над событиями в наше бурное время, необходимо отказаться от большей части средств и методов контроля»2.
Деструктивные последствия авторитарности проявляются не только в специализированных областях человеческой деятельности, но и в негативных социально-психологических явлениях, вызывающих широкий общественный резонанс. В частности, так называемая «дедовщина» в российской армии является прямым следствием авторитарных установок, доминирующих и, более того, порой сознательно культивируемых в армейской среде. В ходе ряда полевых экспериментов было установлено, что в наибольшей степени к насилию и издевательствам над солдатами первого года службы склонны те из старослужащих, кто, будучи «первогодком», проявлял наибольшую склонность к подчинению требованиям «дедов», причем не только и даже не столько уступая физическому давлению, сколько в силу внутренней готовности признать легитимность такого рода требований. Совершенно очевидно, что и здесь речь идет о типичных авторитарных личностях.
Таким образом, проблема авторитарности на практике затрагивает самые различные и существенно важные сферы жизни общества. В связи с этим она остается одним из приоритетных направлений исследовательской и прикладной деятельности социальных психологов.
Практическому социальному психологу, работающему в реально функционирующих группах и организациях разного типа, необходимо уметь диагностировать категорию авторитарных членов сообщества, что позволяет, с одной стороны, адекватно осознавать действительные мотивы конкретных проявлений активности отдельных личностей, а с другой — корректировать, а порой и купировать как сами эти проявления, так и их последствия и в пространстве диадических контактов, и в пространстве внутригруппового партнерства в целом.
* * *
(лат. autoritas – влияние, власть) – черта личности, выражающаяся в ее стремлении безоговорочно подчинить себе окружающих, с которыми она взаимодействует.
* * *
(от лат. autoritas – влияние, власть) – социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению. А. связана с такими личностными чертами, как агрессивность, завышенные самооценка и уровень притязаний, следование стереотипам и слабая рефлексия. А. проявляет себя как стремление индивида во что бы то ни стало добиться доминирующего положения в группе, занять максимально высокую позицию в структуре власти, что рано или поздно вызывает конфликты с членами группы, в т. ч. с руководителем. Ярким проявлением А. является жесткое давление руководителя (лидера) на подчиненных (ведомых), устранение их от решения важных для организации (группы) вопросов. А. как стиль руководства характеризуется выраженной централизацией управленческих функций и максимальным подавлением инициативы подчиненных, устранением их от решения вопросов, касающихся совместной деятельности. В качестве средств выступают приказы и распоряжения. При этом исполнители получают обратную связь о выполнении своей деятельности в виде нареканий и наказания. А. руководителя проявляется в том, что он строго контролирует решение любой задачи, пресекает любую инициативу, исходящую снизу вверх, предложения др. воспринимает как посягательство на его авторитет, субъективно оценивает достигнутые результаты. А. руководителя (лидера) зачастую порождает конфликты с подчиненными. А. личности в конфликте наиболее полно отражается в выборе такой стратегии поведения, как соперничество. При разрешении конфликта А. не позволяет человеку идти на компромиссы, соглашаться с доводами оппонента, корректировать свою позицию.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.
psychology_pedagogy.academic.ru
Авторитарная личность — Психологос
Авторитарная личность — человек, склонный к авторитарности. Обычно это человек, который стремится стать единоличным лидером и организует вокруг себя четкую иерархическую структуру, основанную на строгом выполнении его просьб, требований и приказов. Преимущественный стиль влияния — Силовик.
Стереотипы и реальность
Фильм «Ликвидация»
Фильм «Мэри Поппинс, до свидания!»
Один из сложившихся стереотипов состоит в том, что авторитарная личность — это всегда личность ограниченная, с низкими нравственными ценностями, действующая через насилие и помыкающая другими людьми. По сути — деспот и фашист. Именно такое видение было у Э. Фромма↑ и продвигалось в социальной психологии К. Левиным↑.В реальности — это только одна из сторон вопроса. Авторитарный человек стремится к единовластию и единоличному управлению, но достигать своей цели он может как путями силы и насилия, так и создавая вокруг себя атмосферу взаимного уважения, формируя себе авторитет.
Сама по себе авторитарная личность — ни плоха, ни хороша. Большинство эффективных руководителей и директоров – вполне авторитарные личности и нередко этим гордятся, поскольку это помогает им работать эффективно.
Если авторитарный человек начинает с высоких требований к себе и ставит планку таких же высоких требований к окружающим — такой человек достоин уважения: он дисциплинирован сам и учит дисциплине своих подчиненных. Основное недовольство и протест вызывают человек, который, будучи сам неорганизованным, расхлябанным, не выполняющим требований, предъявляемых к другим, требует безукоризненной дисциплины от окружающих.
www.psychologos.ru